Билет №16

Художественные особенности поэзии Некрасова
О Н говорили: "Н создал свою поэтическую школу, унаследовав лучшие традиции русской поэзии, начиная с Ломоносова". Творчество великого русского поэта Н представляет собой яркий пример слияния мастерства большого художника и позиции гражданина - сына своей Родины. Следуя традициям, восходящим к творчеству поэтов-декабристов Н уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Наиболее полно Н кредо изложено в стихотворении "Поэт и гражданин".(1856г.). Идеал поэта, борца за свободу, Н рисует в поэме "КНРЖХ" в образе ГД, которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь".
Здесь идет "Сатира в творчестве Н"
А далее идет "Женская тема в творчестве Н".
Важное место в творчестве Н занимает тема Родины. Родина для Н - не только родная земля, но и страдающий русский народ.
Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых людях, крестьянах. Поэма "Коробейники", "Мороз, кр нос", великое "КНРЖХ" - это все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт крестьянства. О чем бы не писал поэт, почти всегда он возвращается к теме страданий, тяжелой доли русского народа.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!

В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!

Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается -

Русь не шелохнется,
Русь -как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая -

Встали - небужены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!

Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!


Эта песня Гриши Добросклонова, которую он поет в конце поэмы "КНРЖХ". В ней Некрасов показывает положение России в то время. Но также в ней сквозит уверенность в неизбежности становления счастливой жизни. В этой песне используются следующие выразительные средства языка: инверсию: "В рабстве спасенное сердце свободное", "рать подымается - неисчислимая"; анафору: "встали - небужены, вышли - непрошены", эпитеты: "правда живучая", "рать неисчислимая".


Смысл названия поэмы НВГ МД ……
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это все должно было быть грандиозное описание быта и нравов Р первой трети 19 века. Таким произведением стала поэма МД., написанная в 1842 г. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, т.к. еще работая над поэмой, Г называет ее то поэмой, то романом.

Что касается композиции поэмы, то она очень проста. Чичиков разъезжает по Р с целью покупки мертвых душ, и это дает повод автору показать различные стороны жизни страны и вывести целую "галерею" характеров. При этом возрастает степень духовной деградации ("привлекательный Манилов и "прореха на человечестве Плюшкин"). По замыслу г поэма должна была состоять из 3-х томов (частей). В первой части поэмы Г хотел показать помещиков с "омертвевшими" душами. Но во второй части поэмы он хотел изобразить помещиков с "живыми" душами потому что, хотя большинство помещиков и чиновников в Р- заведомо отвратительные и морально уродливые люди, но на Руси есть и такие кто не ставит свои интересы выше страны в целом и крестьян в частности. По имеющимися у литературоведов данным, еще 1840 году Г начинает работу над вторым томом МД, но в ночь с 11 на 12 фев. 1858 г. сжигает полностью готовую беловую рукопись. Осталось лишь несколько черновых глав. Из 3 тома сохранились лишь некоторые предварительные наброски сюжета. Несмотря на то, что замысел поэмы остался неосуществленным в полном объеме, МД предстают в нашем сознании как нечто ценное, единое.
Еще одна особенность композиции - наличие лирических отступлений, в которых ярко вырисовывается образ самого автора МД. Эти отступления не являются надуманными, случайными отходами в сторону, они органически вливаются в поэму. Основное в лирических отступлениях - чувство связи Г с родиной, пронизывающее всю поэму. Например, лир отступ 5 гл Г превозносит рус нар язык, отдавая ему предпочтение перед языками других зап евр стран. В лир отступ в 11 гл он говорит о своей любви к Р, к родному народу, к бескрайним просторам Родины.

Билет 17

Поместное дворянство в изображении Гоголя. Общечеловеческие типы.
Николай Васильевич Гоголь - яркий писатель золотой эпохи русской литературы, писатель- реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. А его поэма МД одно из лучших произведений мировой литературы.
Мастерство Г состоит в том, что он один из первых дал широкое изображение уездной помещичьей России. В своей поэме МД Г предельно показывает противоречия современной несостоятельности чиновников, увядание крепостническо-феодальных от-ношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму по праву называют энциклопедией русской жизни первой трети 19 века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимате-ля, даны образы народа, Родины и самого автора.
Центральное место в поэме занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Корбочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Автор располагал главы, посвященные помещикам, в особой последовательности - по степени дегра-дации своих героев. "Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого ", - отмечал пиатель.
В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, "романтического" бездельника. Его отличает полное непонимание практической стороны жизни. Управлением своего поместья он не занивается всецело, передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. В его деревне нигде не было "растущего деревца или какой- нибудь зелени". Но самое яркое отражение характера Манилова отображено в его языке, речевой манере. Г. показывает, что М пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. "В его кабинете всегда лежала ка-кая- то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". В подтвержде-ние портретной характеристики персонажа можно сказать: "В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек! ". В следующую минуту разговора ничего не кажешь, а в третью скажешь: "Черт знает, что такое! "- и отойдешь подальше; если не отойдешь, то почувствуешь скуку смертельную". Г. показывает мертвенность М., никчемность его жизни.
Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее "хорошенькая деревенька", двор полон всякой птицы, есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена своих крестьян она знает наизусть. Но умственный кругозор её, крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. К. не видит ничего дальше "своего носа". Все новое и небывалое пугает её. "Крепколобая" Настасья Петровна боится продешевить, продавая Ч. "мд". Её поведением руководит страсть к наживе, корысть.
Представителем еще одного типа помещиков является Ноздрев. Он полная противоположность М. и К. Н.- непоседа, герой ярмарок и попоек. "Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать лет и двадцать: охотник погулять". Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Доходы, полу-чаемые с труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.
Образ Н. Не менее типичен, чем образ М и К. Г пишет : "Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в кафтане; но легкомысленно проницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим".
С., по выражению Г, "чертов кулак". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет куп-ля- продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. Ему присуща некоторая хозяйственная жилка (он не разоряет своих крестьян, добивается известного порядка в хозяйстве, Выгодно продает Ч мертвые души, отлично зная деловые и человеческие качества своих крестьян). С. - чревоугодник.
Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств, предельная степень падения показана Г в образе богатейшего помещика губернии - Плюшкина. Он живет хуже, чем "последний пастух С." Автор по праву окрестил его "прорехой на теле человечества". Облекая в форму легкой шутки, Г. сообщает страшные вещи о том, что П. - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За последние три года у него умерло 80 крестьян, около 70 убежало, не вытерпев. Плюшкин и ему подобные препятствовали хозяйственному развитию России: "На обширной территории поместья П. экономическая жизнь замерла….А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом". Пл. был когда- то умным, бережливым хозяином, имел семью.
Все помещики поэмы "МД" являются порождениями определенной социальной среды. Их объединяют общие черты: по-шлость, праздность, духовная пустота. Г действительно создал "типичные характеры в типичных обстоятельствах ".
Гоголь верит в русский народ. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы- тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможность духовного воскре-шения человечества.

"Правдоискатели" в изображении Лескова (по одному или нескольким произведениям).
Повесть "Очарованный странник" рассказывает читателю о жизни Ивана Северьяныча Флягина, полной всевозможных со-бытий. Он повидал и испытал много разного на своём веку. Его жизнь можно разделить на этапы, на каждом из которых герою, открываются новые чувства, он постигает новые тайны.
Первый этап - это жизнь в господском доме. В Иване ещё живо то молодецкое озорство, с которым он хлестанул монаха, случайно заснувшего на возу. Монах этот явился к Ф во сне и предсказал: "Ты будешь много раз погибать, но не погибнешь". Главный герой довольно смел и предан своим хозяевам(спас их)
Второй этап - это воспитание девочки. Такая работа была не очень сообразна с натурой Ивана, но нельзя сказать, что это время прошло бесполезно: Иван узнаёт, что такое родительские чувства.
Затем судьба закинула его из родного края в татарскую степь. На этой ступени ему открылись новые чувства: тоска по ро-димой земле и надежда на возвращение. За время плена они сильно развились во Ф; наверное, по этому герой смог вырваться домой. Так же рассказчик обнаруживает твёрдость своей веры: он не принял религии татар.
Вернувшись на Родину Ф запил, но помог "магнетизёр", который навеки излечил Ивана от страсти к алкоголю. Так герой узнал, что такое пьянство, но этим роль "магнетизёра" не ограничилась.
Он дал Ф новое понятие - любовь к Груше. Ему никогда не встречалось ничего подобного, и она перевернула в Иване всё. Ф ценит красоту Груши , но все же сталкивает ее с обрыва, чтобы она не положила на себя грех самоубийства.
Очередной этап - служба в армии. Ради облегчения чужой души и искупления своих грехов, он воюет на Кавказе, надеясь там умереть. Но настоящая погибель не приходит и, казалось бы, неминуемая смерть (во время переправы) обходит героя сторо-ной.
И последний этап. Когда Иван стал Монахом его не оставляют те страсти, которые его преследовали раньше, например, бес, подтолкнувший Ф к конфликту с окружающими. Видно, что многие мотивы повторяются, и настоящая погибель, о которой говорил убитый монах, ещё не пришла.
ИСФ олицетворяет собой идею русского характера. Он находится в постоянных исканиях, поисках себя. Это русская нату-ра, требующая развития, стремящаяся к духовному усовершенствованию.
В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Ф не успокаивается. Он хочет пойти на войну и говорит: "Мне за народ очень помереть хочется". Это символизирует главное свойство русского человека - готовность пострадать за других, уме-реть за Родину.
Лесков показывает как положительные, так и отрицательные черты Ф, свойственные русскому характеру. В лице Ивана Се-верьяныча Флягина мы видим народный характер с его добротой и жестокостью, хитростью и простодушием, легкомыслием и глубоким сопереживанием чужому горю, грубостью и поэтическим восприятием мира, с эгоизмом и самопожертвованием, го-товностью пострадать за других.
Лесковские герои - праведники. Они несут в свет правду. Они помогают чужому горю и не остаются безучастными. Это бескорыстные люди, чувствующие настоящую красоту жизни. Все они ничего не требуют взамен. Они отдают себя полностью ради счастья других. Правдоискатели Лескова для писателя образцом служения Родине и народу.

Билет №18

1. Дайте характеристику самостоятельно прочитанному произведению И.С. Тургенева. ("Рудин")
Роман Тургенева "Р" был написан в 1855 году. Главный герой романа - это человек тургеневского поколения, один из лучших представителей культурного дворянства. Р получил блестящее образование сначала в студенческом кружке Пекорского, а потом в Берлинском университете. Т волновал вопрос, что может сделать дворянин в условиях, когда перед обществом встали конкретные практические вопросы.
С Р мы знакомимся при его появлении в доме Дарьи Михайловны Ласунской. Ласунская - "Знатная и богатая барыня", некогда столичная красавица, которой поэты посвящали стихи.
Р производит с первого же раза впечатление "человека замечательного", необыкновенного. С первых страниц романа он покоряет общество блеском своего ума и красноречия. Он - талантливый оратор, ловкий и остроумный спорщик. Р говорит увлекательно, но "не совсем ясно". Он добродушен, но имеет привычку "чувствовать себя выше других". Р не умеет смеяться: "Когда он смеялся, лицо его принимало странное, почти старческое выражение, глаза ежились, нос морщился".
Р, проходит через испытание любовью. Полные энтузиазма речи Р юная и неопытная Наталья принимает за его дела. В ее глазах Р - человек подвига, герой дела, за которым она готова идти безоглядно, на любые жертвы. Развитию отношений Р и Наталье предшествует в романе история любви Лежнева. Р невозможно упрекнуть в притворстве - он искренен в своем увлечении так же, как потом будет искренен в раскаянии .
Годы отвлеченной филосовской работы иссушили в Р живые источники сердца и души. Перевес ума над сердцем особенно ощутим в сцене любовного признания. Герой не выдерживает испытания, обнаруживая неспособность перейти от слов к делу. Но в сцене у Авдюхина пруда сказалось благородство героя, осознавшего, наконец, что Наталья приняла его не за того человека, каков он на самом деле.
Не случайно в последующих главах от суда над героем автор переходит к его оправданию. После любовной катастрофы Р пытается найти достойное применение для своих жизненных сил. Но главная трагедия Р- практика вот в чем: он не умеет и не хочет приспосабливаться и изворачиваться. Р так говорит о себе: "Да, природа дала мне много, но я умру, не сделав ничего достойного сил моих. Все мое богатство пропадет даром. Первое препятствие и я весь рассыпался.
В романе Р противопоставлен Лежнев - открыто, прямолинейно. Р красноречив Л - обычно немногословен. Р не может разобраться в самом себе, - Л превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости, Р ничего не делает - Л постоянно что-то делает. Кстати , Л в романе не только антипод Р, он истолкователь героя. Именно он отдает в конце романа дань уважения и любви Дмитрию Р: "В нем есть энтузиазм, а это... самое драгоценное качество в наше время".
К концу романа сбываются пророческие слова Р: "Мне остается теперь тащиться по знойной и пыльной дороге, со станции до станции в тряской телеге". Спустя несколько лет мы встречаем Р в тряской телеге, странствующим неизвестно откуда и неизвестно куда. В Р отражается трагическая судьба тургеневского поколения русских скитальцев в поисках истины.
Финал романа о русском "скитальце" героичен и трагичен одновременно. Р гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Он появляется здесь тогда, когда восстание национальных мастерских уже подавлено. Вспоминаются слова из письма Р к Наталье: "Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду..."
И все же жизнь Р не бесплодна. В романе происходит своеобразная передача эстафеты. Восторженные речи Рудина жадно ловит юноша-разночинец Басистов, в котором угадывается молодое поколение "новых людей". Да и гибелью своей, несмотря на видимую ее бессмысленность, Рудин отстаивает высокую ценность вечного поиска истины, неистребимость героических порывов.

Далее нету


Hosted by uCoz