Билет №1
1. Смысл
названия, основные образы,
композиция романа "Что делать"
Чернышевского. Понятиесоциальной
утопии.
Во второй половине XIX века в
России формировалось поколение
"новых людей" - разночинцев.
Это была целая эпоха в общественной
жизни, связанная с падением
крепостного права. Вопрос о том, что
делать, остро стоял перед
демократической молодежью 60-х
годов. Слово дело трактуется Ч не
только как деятельность, как
созидательный труд, но имеет прежде
всего политическое содержание, как
призыв к революционному
преобразованию.
В предисловии писатель высмеивает
мнение "проницательного
читателя" о женщине, на которую
последний смотрел как на
неполноценное существо. Уже в
предисловии были поставлены
основные вопросы, которые найдут
освещение в романе. Первая глава
целиком посвящена описанию жизни
людей старого мира, среди которых
предстоит жить и бороться новым
лю-дям. Старый мир представлен в
романе довольно широко и
многогранно.
Во второй главе Ч говорит о том,
существует ли общий нравственный
закон, который управляет
поведением людей. Новые люди таким
законом считают теорию пользы,
выгоды или разумного эгоизма. Свое
благополучие они строят
собственным тру-дом; борясь за
личное счастье, они одновременно
борются за счастье всех людей.
Следует обратить особое внимание
на четыре сна Веры Павловны. Они
органически сливаются с
содержанием романа, в них как бы
продолжаются раздумья и ожидания
героини. А также каждый сон имеет
большое идейное значение. В
композици-онном положении сны
хорошо продуманы и расположены
симметрично: первый и третий
связаны с личной жизнью героини,
второй и четвертый - с трактовкой
философских и социальных вопросов.
Первому сну предшествует
освобождение героини из
"подвала". Она чувствует себя
свободной и счастливой "Любовь к
людям" подсказала ей, как нужно
жить и что нужно делать.
Начиная с третьей главы, Ч. целиком
переходит к изображению жизни,
деятельности новых людей. Новые
люди не только мечтают о будущем и
стремятся к нему, но и делают все
возможное. ВП организует
мастерские, работа в которых идет
без экс-плуатации и принуждения.
Центральным в романе является
образ Рахметова - не только
"ново-го", но еще и
"особенного человека",
"высшей нату-ры". В его образе
сли-лись лучшие черты передовых
людей той эпохи.
Аристократ по происхождению, он
становится демократом по взглядам
на жизнь и жизненные идеалы. Р.-
профессио-нальный револю-ционер.
Это "рыцарь без страха и
упрека", чело-век, будто
выкованный из чистой стали.
Не сразу стал Р. "особенным
человеком". Его приезд в
Петербург, знакомство с Кирсановым.
Р. изучил многие работы
со-циалистов-утопистов, философию
Фейербаха, что явилось толчком к
превращению его в "особенного
человека". Одаренный
необыкновенными способностями, он
скоро переходит к революционным
действиям, становится
революционером, человеком
"особой породы. В двадцать два
года "он был уже человеком
за-мечательно основательной
учености". Читает Р. только
"само-быт-ные" сочинения, и по
его мнению, "по каждому предмету
капитальных сочинений очень
немного, все гораздо полнее и яснее
заключено в этих немногих
сочинениях. Надобно читать только
их; всякое другое чте-ние - только
напрасная трата времени". Р.
пристально изучает жизнь
трудящихся. Пеш-ком исколесил он
всю Россию, был дровосеком,
пильщиком, камнетесом, вместе с
бурлаками тянул баржи по Волге. За
силу бурлаки его прозвали
Никитушкой Ломовым в память
легендарного волжского богатыря. Р,
готовя себя к революционной
деятельности, знает, что ему
придется перено-сить лишения и
муки. И он заранее закаляет свою
волю, приучает себя выдерживать
физические страдания, отказывается
от всякой роскоши.
Рахметов отличается редкой
работоспособностью. "Ни четверти
часа в месяц не пропадало у него на
развлечение, отдыха ему не было
нужно". Занятия его разнообразны,
и смена их является для Р. от-дыхом.
Р., зная, что революции нужны
преданные и зна-ющие люди,
заботится о подготовке
революционеров: в нескольких
университетах учатся его
стипендиаты, готовящиеся к
подпольной деятель-ности. Рахметов
кажется человеком суровым и
угрюмым. Но суровость его только
внешняя, за ней скрыва-ется нежная и
любящая натура. "Какой это нежный
и добрый человек", - думает о нем
ВП.
Р. отказывается во имя
революционной работы от личного
счас-тья. "Я должен подавить в
себе любовь, я не должен лю-бить, -
говорит он любимой женщи-не". Р.
бо-рется за счастье народа, и эта
борьба становится делом всей его
жизни. "Мало их, но ими расцветает
жизнь всех; велика масса честных и
добрых людей, а таких людей мало; но
они... соль земли".
В четвертой главе автор углубляет
решение женского вопроса. Личная
жизнь ВП устроилась счастливо, но
отсутствие воз-можности применения
богатых сил угнетающе действует на
нее. Свое призвание ВП нашла в
организации мастерских.
Центральное место в четвертое
главе занимает четвертый сон ВП. Он
делится на две части. В первой
говорится о прошлом и настоящем
человечества, во второй - о будущем
социалистического общества. Четыре
богини, о которых говорит Ч,
символи-зирует собой эволюцию роли
женщины в обществе.
<Социальная утопия: люди живут во
дворцах, все в них сделано из
алюминия, кругом масса зелени, люди
заняты трудом, удобно устроили все
себе, убирают хлеб машины, все за
них делают машины, которыми люди
управляют, за работой они поют
песни, а потом садятся за огромный
стол с горячей едой в алюминиевых
кастрюлях>
Светлая красавица, сопровождая ВП
во время сна, предупреждает свою
спутницу: "Сменится много
поколений прежде, чем вполне
осуществится то, что ты
предощущаешь". Итак, автор верил
в социализм, но конкретных путей
автор не мог указать, так как сам не
знал их. Центральное место в пятой
главе занимает картина пикника.
Развитие действия в романе и
особенно конец пятой главы
логически подготовляют последнюю
главу, которая восприни-мается как
революционный финал. В конце романа
дама в трауре появляется уже без
траура, а в светлом платье и с
букетом цве-тов. Радом с ней сидит
мужчина лет 30-ти, по которому она и
носила траур. Он теперь на свободе и
вместе с женой и молодыми друзьями
едет в пассаже. В пассаже в то время
имелся зал для публичных
выступлений, и "господин лет
30-ти" ехал туда затем, чтобы
открыто выступить с призывом
продолжать революцию.
2. БОРОДИНСКАЯ БИТВА -
КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО
"ВОЙНА И МИР"
26 августа 1812 года решалась судьба
России и русских людей. Сражение
под Бородином у Л. Н. Толстого - это
мо-мент наивысшего напряжения,
момент концентрации народ-ной
ненависти к захватчикам и
одновременно момент
окончательного сближения с народом
его любимых героев - Андрея и Пьера.
Бородинское сражение в романе
описывается, главным об-разом,
таким, каким его увидел Пьер
Безухов. Этот неловкий, до-брый и
наивный, никогда не видевший войны
человек, по замыслу автора, как
ребенок, воспринимает
разворачиваю-щиеся ба-тальные
события, все это для него внове, и
оттого нельзя даже усомниться в его
правдивости. Ранее Пьер много
слышал о роли военного плана, о
значимости правильно вы-бранной
позиции. И приехав, он прежде всего
пытается разо-браться именно в
во-просах военной тактики. Л.Н.
Толстому нравится наивность героя.
Рисуя картину сражения, писатель
использует свой излюб-ленный прием:
сначала дает "вид сверху", а
затем - "изнутри". Именно
взгляд Пьера и есть тот самый вид
изнутри, война гла-зами новичка.
Дважды Пьер ох-ватывает взглядом
все поле Бородина: перед боем и в
ходе боя. Но оба раза его
неискушенный взгляд подмечает не
позицию, а "живую местность". В
начале битвы дается вид с высоты.
Пьера поражает вид самого
сраже-ния. Перед ним открывается
изумительная по красоте и
оживлению картина поля битвы,
освещенного лучами утреннего
солнца. И Пьеру хочется ока-заться
там, среди солдат. В тот момент,
когда герой вступает "в ряды
пехотных солдат", он остро
начинает ощущать силу народного
патриотизма. Народные и солдатские
сцены здесь также даны с точки
зрения Пьера. Именно простота и
искрен-ность Пьера в этом случае
становятся свидетельством великой
истины: народ - основная сила
русской армии в Боро-динской битве.
Он слышит солдатские разговоры и не
столько умом, сколько сердцем
понимает их величественный смысл.
Пьер внимательно наблюдает за
ополченцами и, как и сам Толстой
видит крайнее напряжение
нравственной силы сопротивле-ния
русской армии и народа. Вскоре Пьер
встречает Андрея Болконского,
который теперь уже не служит в
штабе, а принимав непосредственное
участие в сражении. Он тоже больше
верит в военную науку, но точно
знает, что сила народа сейчас
велика, как никогда. По его мнению,
исход сражения зависит того
чувства, которое живет во всех
участниках битвы. И это чувство -
народный патриотизм, необъятный
подъем которого в день Бородина
убеждает Волконского в том, что
русские непременно победят.
"Завтра, что бы там ни было, -
говорит он, мы обязательно выиграем
сражение!". И с ним совершенно
согласен Ти-мохин, который знает,
что солдаты даже отказались пить
перед боем водку, потому что это
"не такой день".
В жарком бою, на батарее Раевского
писатель глазами Пьера наблюдает
неугасимый огонь народного
мужества и стойко-сти. Простые люди
- солдаты и ополченцы - и не думают
скрывать чувство страха. И именно
от этого их мужество кажется еще
более удивительным. Чем более
грозной становится опасность, тем
ярче разгорается огонь
патриотизма, тем прочнее
ста-новится сила народного
сопротивления.
Подлинным полководцем народной
войны показал себя М. И. Кутузов. Он
является выразителем народного
духа. Вот что думает о нем князь
Андрей Волконский перед
Бородинским сражением: "У него не
будет ничего своего. Он ничего не
придума-ет, ничего не предпримет, но
он все выслушает, все запомнит, все
поставит на свое место, ничему по-
лезному не помешает и ничего
вредного не позволит. Он понимает,
что есть что-то значительнее его
воли... А главное почему веришь ему, -
это то, что он русский...".
Историки считают, что Наполеон
выиграл Бородинское сражение. Но
"выигранное сражение" не
принесло ему желанных результатов.
Народ бросал свое имущество и уходи
от врага. Запасы продовольствия
уничтожались, чтобы не достались
врагу. Партизанских отрядов были
сотни. Были они большие и маленькие,
мужицкие и помещичьи. Один отряд
руководимый дьячком, за месяц взял
в плен несколько сотен пленных.
Была старостиха Василиса, убившая
сотни французов. Был поэт-гусар
Денис Давыдов - командир большого
активно действующего
партизанского отряда. Обладавшая
инерцией наступления и
значитель-ным численным
превосходством, французская армия
была остановлена при Бородине.
Пришел логический конец
наполеонов-ским победам, и это
нанесло решающий нравственный удар
наступательному духу завоевателей.
Весь ход войны в России неук-лонно
под-тачивал славу Наполеона. Вместо
блистательного поединка шпаг он
встретил дубину народной войны. Л.
Н. Толстой ис-торически верно
рассматривает сражение под
Бородином как поворотный момент
войны, определивший дальнейшую
ско-рую гибель французской армии.
Более того. Лев Николаевич Толстой
наглядно показал, что в сражении
при Бородине сказалось именно
нравствен-ное пре-восходство
русской освободительной армии над
фран-цузской - грабительской.
Писатель расценивает Бородин-ское
сражение как победу моральной силы
народа России над Наполеоном и его
армией.
Билет №12
Женская тема в поэзии
Некрасова. +стих
В своих произведениях Некрасов
уделяет большое внимание женской
теме. В этом он не похож на
остальных русских поэтов. В
основном, героини его произведений
- бедные женщины. Их дорога не
посыпана цветами, не так просто им
все дается. Но стоит заглянуть в их
душу, как видишь, какая это
прекрасная душа. Многострадальная,
но не теряющая веру, измученная, но
не сломленная.
В стихах прослеживаются образы
женщины-крестьянки, матери,
декабристки. Разные героини
встречаются в произведениях
Некрасова, но у них много общего.
Некрасов не может обойти судьбу
русской крестьянки. О горестях
судьбы женской пишет Некрасов в
поэме "Мороз красный нос", тут
мы видим крестьянку, потерявшую
мужа. В поэме "Кому на Руси жить
хорошо" - эта женщина, которая
сама отзывается о своем счастье:
"Ногами я не топтана, веревками
не вязана, иголками не колота, чего
же вам еще?" А в поэме "Русские
женщины" говорится о тех, кто,
отвергнув все, что у них было, пошли
за своими мужьями на встречу
невзгодам в глухую Сибирь. Также
часто можно встретить образ матери.
Некрасов восхищается тем, сколько
же сил в русской женщине. Во многих
его произведениях женщины
совершают поступки, воистину
достойные уважения и преклонения.
Они идут на большие лишения ради
своих детей, мужей.
Н показывает, что не так просто
сломить русскую женщину, что есть в
ней врожденная гордость. Она не
хочет показывать своего горя,
никогда не стала бы унижаться ради
себя. Только ради близких, любимых
людей готова она понести
оскорбление. Поэт восхищается
русской крестьянкой за работой. В
ней сочетается спокойная красота с
огромной силой, как телесной, так и
духовной. "Красавица, миру на
диво, румяна, стройна, высока, во
всякой одежде красива, во всякой
работе ловка".
Н показывает, как радуется сердце
смотреть на рус.жен. во время
веселья: "такого сердечного
смеха и песни и пляски такой за
деньги не купишь". Н описывает
рус.жен., как жен, которая не любит
бездельничать, на которую можно
положиться, для которой семья -
главное в жизни.
Тема женской судьбы проходит через
все творчество поэта. И в поэмах
"Мороз красный нос",
"Саша", "Коробейники",
"Кому на Руси…", и в лирических
стихах. Эта тема, можно сказать,
является ведущей, значимой. Так как
за трагической жизнью одной
крестьянки стоит судьба всего
русского народа.
ЛИЧНОСТЬ И НАРОД В РОМАНЕ
"ВОЙНА И МИР"
В произведении ВИМ мы ясно видим,
созданные Т образы выдающихся
личностей, образ несокрушимого
русского народа. Величие русского
народа, его беззаветная любовь к
родине, стойкость в борьбе нашло
отражение в романе. Изображению
простого народа автор ВИМ уделяет
много внимания.
Наполеоновское начало воплощено в
романе не только в образе его
главного носителя - Наполеона
Бонапарта, но и в образах целого
ряда персонаже как центральных, так
и второстепенных. Толстой рисует
образы императоров Наполеона и
Александра, московского
губернатора графа Растопчина.
Между этими очень разными героями
есть одно существенное для
Толстого сходство: в своем
отношении к народу эти люди
стремятся возвыситься над ним,
стремятся управлять народом.
Наполеон считает, что он управляет
огромными массами, решает судьбы
людей, но писателю он видится
ничтожным. Толстой отказывается
признать желания "великих
людей" быть причинами событий
огромного исторического масштаба.
Т считает, что если один человек
решит изменить ход истории, то
этому должно будет способствовать
множество совпадений. "Личность
не может изменить историю" -
таково собственное мнение Т.
Их отношение к народу складывается
из представления, что это просто
толпа, беспре-кословно
повинующихся повелителю. Но так
ведет себя именно толпа, которой
становятся польские уланы,
изображенные Толстым в сцене
переправы через Неман.
Толстой не считал простой народ
легко управ-ляемой однородной
массой. Его понимание народа
гораздо глубже. В произведении, где
"мысль народная" стоит на
первом плане, изображены самые
разные проявления народного
характера, воплощенные в таких
персонажах, как Тихон Щербатый, -
партизан, жестокий и безжалостный
по отношению к врагам, характер
естественный, но Толстому
малосимпатичный; и Платон Каратаев,
который относился по-человечески
ко всем, кто его окружал. Характеры
Тихона и Каратаева противоположны,
но оба они - отраже-ние разных
сторон сложного и противоречивого
народного характера. Народ для
Толстого - это море, в глубинах
которого таятся неведомые и не
всегда понятные силы. И это море
Толстой отнюдь не склонен был
идеализировать (пример, бунт в Б).
Не случайно для того, чтобы
показать мощь народного движения, Т
обращается к войне 1812г. Война
заставляет каждого действовать и
поступать так, как надо поступить.
Люди действуют не по приказу, а
повинуясь внутреннему чувству.
Таким образом, мир- это не бездушная
толпа, а она состоит из отдельных
личностей, не потерявших своей
ин-дивидуальности. Это и купец
Ферапонтов, сжигающий свой дом,
чтобы он не достался неприятелю, и
московские жители, оставляющие
столицу из соображения, что жить в
ней под властью Бонапарта нельзя,
даже если тебе непосредственно не
угрожает никакая опасность.
Участниками становятся мужики Карп
и Влас, не отдающие сено французам.
Все они деятельные участники
народной жизни. В
противоположность безликой толпе
появляются люди, каждый из которых
ощущает, что от него зависит исход
событий и что причина этих событий -
все они, а вовсе не Наполеон или
Александр. Очень сильно
почувствовала это единение Наташа
во время молебна по случаю войны,
понимая, что мир - именно как "все
вместе, без различия сословий".
Герои Толстого способны жить общей
жизнью, все вместе. Изобразить
жизнь мира - вот задача Толстого,
создающего "эпопею народной
жизни". И в образе Кутузова
Толстой воплощает свои
представления о том, каким должен
быть человек, поставленный во главе
масс. Кутузов не стремится стать
над народом, а ощущает себя
участником народной жизни. В этом,
по Толстому, и заключается
подлинное величие личности
Билет 13
Крестьяне в
изображении Некрасова (13,1)
Н.А. Некрасов вошел в историю
русской литературы, как
поэт-реалист, рисующий правдивые
картины русской действительности,
и как выдающийся журналист. Ведь с
его мнениям связаны названия
популярнейших журналов прошлого
столетия "Современник" и
"Отечественные записки".
Именно на страницах своих журналов
печатал он свои произведения,
рассказывающие о тяжелой жизни
русского крестьянина ("Несжатая
полоса", поэма "Мороз, красный
нос", "Размышление у парадного
подъезда").
С раннего детства поэт
возненавидел крепостные порядки,
царившие в имении отца-деспота.
Стихи Н впервые в русской поэзии с
резкостью и прямотой раскрыли
перед читателями картины народной
жизни. Поэт изобразил убогую
русскую деревню с ее печалью и
нищетой, и "несжатую полосу"
крестьянина, которому (по словам Н)
"моченьки нет". В
произведениях нашли отклик
страдания простого человека. Поэт
страстно желает освобождения
народа, призывает встать в ряды
бойцов за народное счастье,
пробуждению гражданского
самосознания ("поэтом можешь ты
не быть, но гражданином быть
обязан" - "Поэт и гражданин").
Изображению народного героя
посвящены наиболее известные
стихотворения Н. Н был певцом
народа-пахаря и любовно изображал
крестьянина, идущего за сохой,
деревню, крестьянские избы. Поэт
видел, как тяжела жизнь
крестьянина, как он тянет свою
лямку. Поэт сочувствует
порабощенному народу: "Назови
мне такую обитель, я такого угла не
видал, где бы сеятель твой и
хранитель, где бы русский мужик не
стонал". Отдельные эпизоды
превращаются в отдельную картину
русской действительности. С кем бы
не встречались мужики в поэме
"КНРЖХ", они всюду вместо
счастливой жизни видели
непосильный труд, великое горе,
безмерные народные страдания.
Не смотря на то, что в поэзии Н много
тоски и грусти, человеческих слез и
горя, в них также есть русский
размах натуры, который зовет на
подвиг, на борьбу.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается -
Русь не шелохнется,
Русь -как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая -
Встали - небужены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!
Эта песня Гриши Добросклонова,
которую он поет в конце поэмы
"КНРЖХ". В ней Некрасов
показывает положение России в то
время. Но также в ней сквозит
уверенность в неизбежности
становления счастливой жизни. В
этой песне используются следующие
выразительные средства языка:
инверсию: "В рабстве спасенное
сердце свободное", "рать
подымается - неисчислимая";
анафору: "встали - небужены, вышли
- непрошены", эпитеты: "правда
живучая", "рать
неисчислимая".
2. Нету
Билет 14
Проблема счастья,
долга, смысл жизни в "Кому на Руси
жить хорошо"
Поэма "КНРЖХ" это итог
раздумий авторы о судьбах страны и
народа. Кому на Руси жить хорошо - с
этого вопроса начинается поэма.
Сюжет ее, подобный сюжету народных
сказок построен как путешествие
крестьян в поисках счастливого
человека. Странники ищут его среди
всех сословий тогдашней Руси, но
главная цель их найти "счастье
мужицкое". В поэме решается
главный вопрос современности:
Народ освобожден, но счастлив ли
народ? Возникает и другой вопрос:
Каковы пути, ведущие к народному
счастью.
С глубокой симпатией Н относится к
тем крестьянам, которые не
раболепствуют перед господами, не
мирятся со своим рабским
положением. Это Савелий, Матрена
Тимофеевна, Гриша Добросклонов,
Ермила Гирин. Н хорошо понимал, что
в сущности никакого освобождения
не было, что крестьяне по-прежнему
остались под ярмом у помещика.
Образом народного заступника Гриши
Добросклонова поэт отвечает на
поставленный в поэме вопрос. О нем
рассказывается в последней части,
названной "Пир - на весь мир".
Тяжел жизненный путь семинариста
Гриши. Он - сын полунищего дьячка и
батрачки. Он был отзывчивым и
любящим сыном. Он решил посвятить
свою жизнь борьбе за освобождение
народа. Сильный духом,
свободолюбивый, чуждый личным
интересам, Гриша Добросклонов
выбирает трудный путь борьбы за
счастье угнетенных. Гриша - поэт. Он
придумывает песнь "Русь" в
которой воспевает пробудившуюся
Россию: "Рать подымается
неисчислимая, сила в ней кажется
несокрушимая".
Примечательно, что, хотя ГД
угрожает сибирская каторга и
ранняя смерть, он единственный
истинный счастливец во всей этой
поэме. Некрасов всячески
подчеркивает, что на поставленный
его поэмой вопрос "КнРжх?"
следует ответить ГД -
революционному борцу за народное
счастье. Счастье отдельной
личности - только в служении народу.
Таковы последние строки последней
поэмы Некрасова.
Героем поэмы Некрасов избрал не
одного человека, а весь русский
народ. С первого взгляда народная
жизнь, изображенная в этой поэме
представляется очень печальной. Но
голос пота звучит очень
оптимистично. Иначе в сущности и
быть не могло, ибо всякая поэма о
русском народе, даже такая, где
повествуется о его страдании не
может не вызвать в поэте светлых и
радостных чувств. Н недаром ввел
Савелия Богатыря Святорусского -
человека огромных сил, как бы
созданного для революционной
борьбы. По убеждению Н таких
богатырей в русском народе
миллионы. Рядом с Савелием в поэме
встают образы русских крестьян:
Якима Нагого - защитника чести
трудового народа, Ермилы Гирина -
деревенского праведника, и Матрены
Корчагиной, сумевшей отстоять свое
человеческое достоинство в
условиях произвола и рабства. Самим
своим существованием эти люди
свидетельствовали какая
несокрушимая сила скрыта в
народной душе. Можно было не
сомневаться, что у такого народа
есть все возможности завоевать
себе счастье. Отсюда оптимизм
поэмы. Сознание этой нравственной
силы народной, предвещавшей победу
народу в борьбе за счастливое
будущее и было источником той
полной оптимизма поэмы Некрасова.
Песнь Грини Добросклонова
"Русь" (см. Крестьянскую тему)
Пути духовных исканий героев
Л.Н. Т. (14,2)
Т, задумывая роман ВИМ, говорил:
"…Я буду писать историю людей,
более свободных, чем
государственные люди, историю
людей, живущих в самых выгодных
условиях жизни, свободных от
бедности, от невежества и
независимых…"
ЛНТ создавал роман ВИМ в бурную
эпоху русской жизни, после падения
крепостного права. В Р шла
напряженная
общественно-политическая борьба.
Одним из ведущих философских и
политических вопросов стал вопрос
о роли народа и личности в истории.
В центре его внимания, как весь
русский народ, так и сложные судьбы
отдельных людей, пути формирования
их личности. В мире напряженных
исканий смысла жизни живут главные
герои романа АБ и ПБ. Постепенно
меняется образ их жизни, внутренний
мир.
АБ чувствует пошлость,
призрачность жизни людей своего
круга. Это порождает в нем жажду
настоящей жизни и больших
свершений. Возможность их
осуществления он видит в военной
службе. Кн А мечтает совершить
подвиг, желает большой личной
славы. Его кумиром является Нап.
Чтобы добиться своего, Б появляется
в самых опасных местах сражений, но
невиданного подвига совершить не
удалось. Суровые военные события
способствовали тому, что князь
разочаровался в своих мечтаниях. Он
чувствует ложный патриотизм
штабных офицеров. Тяжело раненый,
оставаясь на поле сражения, Б
переживает душевный перелом. В эти
минуты перед ним открывается новый
мир, где нет эгоистических мыслей,
лжи, а есть только самое чистое,
высокое и справедливое. Князь
понял, что есть в жизни нечто более
значительное, чем война и слава.
Теперь уже бывший кумир кажется ему
мелким и ничтожным. Дальнейшие
события приводят его к мысли, что он
должен жить для себя и своих
близких. Но натура князя А не может
ужиться в таком узком мирке. Слова
ПБ: "Надо жить, надо любить, надо
верить" глубоко запали в душу А и
способствовали возрождению его к
жизни. Он понял, что нужно жить так,
"чтобы не для одного меня шла моя
жизнь".
Так же, как АБ, ПБ ищет ответа на
вопрос: что делать, чему посвятить
свою жизнь. Не видя своего места в
жизни, не зная, куда деть огромные
силы, П ведет разгульную жизнь. Он
понимает, что такая жизнь не для
него, что должен вырваться из этого
общества, но у него не хватает на
это сил. Он не может сразу правильно
оценить людей и поэтому часто
ошибается в них. После брака с ЭК он
понимает свою ошибку, понимает, что
был обманут. После разрыва с женой,
находясь в состоянии глубокого
кризиса, он вступает в масонскую
ложу. П верит, что именно здесь он
"найдет возрождение к новой
жизни". Делая добро людям, П
уверен, что в этом состоит смысл его
жизни.
Война 1812г. совершила крутой
переворот в мировоззрении П. На
поле Бородинского сражения ему
открывается новый, ранее не
знакомый ему мир простых людей. Ему
хочется стать "солдатом, простым
солдатом". Во французском плену
он знакомится с Платоном
Каратаевым, имевшим огромное
влияние на формирование нового
взгляда на жизнь. После возвращения
из плена ПБ сильно внутренне
изменился. Женившись на Н, он
счастлив и теперь его волнуют
общественные проблемы. Он считает,
что политический гнет, тяжелое
положение общества могут быть
преодолены усилиями честных людей.
По иному сложилась судьба кн А.
Разочаровавшись в государственной
службе, испытав кризис в любви к Н,
он также возрождается душой в дни
народного бедствия, но смерть
оборвала его нравственный поиск.
Во многом различны, но во многом и
похожи главные герои романа. По
разному идут они к поиску своего
смысла жизни, но оба приходят к
выводу, что смысл этот в служении
Отчизне и людям.
Билет 15. Нету