Билет №1

Общая характеристика литературного процесса 50-60 годов 19века.
Общественная жизнь страны в 50-60 годы сильно усложнилась, возникло множество политических направлений, которые спорили друг с другом. Основной вопрос, стоящий в то время - это крестьянский вопрос. Начался подъем чувства личности. Как сказал Л.Т. : "Кто не жил в 60-е годы, тот не знает жизнь". Пестрой и многослойной оказалась и картина литературного процесса. Достаточно сказать, что в 60-е годы были написаны такие произведения, как ГРОЗА О, ОИД Т, ЧД Ч, ПИН Д, ВИМ Т, начата КНРЖХ Н. Более многоголосной по сравнению с 30-ми - 40-ми годами стала и критика. Но критическая мысль специализировалась по отдельным направлениям и школам. Разнообразие лит. - крит. оценок во 2-й половине19 в. было связано с нарастающей общественной борьбой.
В общественном движении вступают в бескомпромиссную борьбу 2 исторические силы - рев. дем. и либерализм. Либералы считали, что для освобождения крестьян должна произойти реформа "сверху"; рев. дем. считали, что необходим кр. бунт. Обществ. движение 60-х г. проходит в 3 этапа. С 1855 -1858: происходит размежевание общ. сил; с 1859 -1861: напряженная борьба между ними; с 1862 - 1869: резкий спад движения, завершающийся наступлением правительственной реакции. Либеральное движение можно разделить на западников, славянофилов.
Западники считали что история Р начинается с петровских реформ, отстаивавших традиции "чистого искусства", обращенного к вечным вопросам (Дружинин, Анненков, "Русский вестник"). Бесспорным достоинством либерально-западнической критики было пристальное внимание к специфике литерату-ры, к отличию ее художественного языка от языка науки. публицистики, критики.
Славянофилы считали, что у Р свой собственный путь развития, отличный от западных стран, не принимавших в рус. прозе и поэзии соц. - аналитич. Начал, им был чужд утонченный психологизм. ("Русская беседа").
Почвенники, сглаживали крайности рев. дем. и либералов и считавших, что рус. общ-во должно соединится с народной почвой и принять в себя нар. элементы, отсюда и их название Но, в отличие от славянофилов, они не отрицали положительной роли реформ Петра 1 и "европеизированной" русской интеллигенции, призванной нести народу просвещение и культуру. ("Время", "Эпоха", Достоевский, Григорьев, Страхов).
К Рев.демам относились Черныш, Добр, Некрас. Они издавали журнал "Современник".
Добролюбов стал основателем оригинального критическо-го метода. Он видел, что большинство русских писателей не разделяют революционно-демократического образа мыслей. Задачу своей критики Добролюбов видел в том, чтобы по-своему завершить начатое писателем дело и сформулировать тот приговор жизни, который не могли вынести многие русские писатели. Свой метод осмысления творчества писателя Добролюбов называл "реальной критикой".

Судьбы униженных и оскорбленных.
Роман Ф. М .Достоевского - это "психологический отчет одного преступления", преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогощения и даже не ради того, чтобы помочь своим близским: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех "униженных и оскорбленных", о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему втречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Он убивает старуху, считая что заполучив ее деньги, и, закончив обучение (на юриста) он сможет помогать "униженным и оскорбленным".
Их примером служит Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Р. оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась благополучная жизнь его матери и сестры.
В разговоре М с Р в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит и в нем, в М) никто не подозревает благородства чувства. А в нем это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность КИ и Сони. При всей, казалось бы, потере М человеческого облика его невозможно презирать. В словах М- боль того, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда не примут обратно. Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий свое падение, но не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек, а в нем не хотят видеть человека.
Одним из самых ярких образов униженных людей - КИ, жена М. Д рисует нам "ужасно похудевшую" женщину со следами былой красоты. Она постоянно кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети КИ - это ее страдание, потому что она бессильна им помочь. Дети привыкли уже к нищете и вряд ли представляют, что может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. СМ во имя них "продала" себя. Женщина, чем-то похожая на КИ, бросается с моста в реку. А сама КИ живет лишь воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании золотую медаль. Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих ее, за то, что они ничего не подают. Как и вся жизнь, ее кончина трагична. Она умирает на улице. У нее "кровь пошла горлом".
Рассказывая о Соне и встретившейся Р опозоренной девочке, писатель не случайно заостряет внимание читателей на их портретах: чистота и беззащитнность, показанная в их портретах не соответствует образу жизни, который они должны вести. Соню толкает нищета и невозможность честно зарабатывать деньги на то, чтобы продавать себя. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки.
Роман ПИН выразил тревогу за будущее человечества. В своем романе он показывает, что такой жизнью, которой живут "ун и ос" жить нельзя.

Билет №2

Тема любви в пьесе Островского Гроза.
Александр Николаевич О впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир "темного царства". "Г" привлекает нас остротой конфликта между людьми, живущими по принципам правды и совести и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры (Кабаниха, Дикой). Пьесы Островского дают ответы на вечные вопросы жизни - о смысле человеческого существования, о счастье, о любви. Главный смысл жизни можно определить словами персонажей из пьесы "Снегурочка" Весны: "На свете все живое должно любить". В пьесе Островского "Гроза" эта идея связана с образом Катерины. Трагичен ее уход из жизни. "Вызовом темному царству и его самодурной силе" прозвучало такое завершение драмы. Искренность, эмоциональность Катерины не может встретить понимания в темном царстве кабанихинского дома. Душе ее тесно, тяжело. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. В атмосфере жестоких нравов, лжи, притворства, страдая от одиночества, она полюбила Бориса, человека безвольного, неспособного на решительные действия. Катерина с нежностью вспоминает родительский дом, но ведь и там, так же, как и у Кабановых не поняли бы ее чувств к Борису. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве человеческого достоинства, жажде жизни, любви смириться с затхлым существованием калиновского мира. Но и любовь к Борису - трагедия. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?". Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя его идёт на верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием греха, преступления. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись наказания. Она не только не прячется, не таится, но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!". Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.
Тема любви проявляется и в других персонажах (образах). Так Тихон по-своему любит Екатерину (в меру своей индивидуальности, своей слабохарактерной натуры), но его чувства ограничиваются определенной мерой сострадания, понимания. Отсутствие именно волевого, активного, мужского начала вызывает ощущение неполноценности чувства любви. Но его постоянная готовность простить Катерину говорит о своеобразном проявлении его понимании любви.

Автор и его герой ( по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Роман Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" - одно из самых сложных произведений русской литературы. Он поведал о нравственных потрясениях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи. В истории заблудшей, а затем преображенной души много поучительного и для нашей современности.
В центре внимания писателя странная действительность середины XIX века с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением личности. Главная тема романа - тема "наказания", и мысль о покаянии 6еразрывно связана с ней. Слова "преступление" и "наказание" стоят в самом названии произведения. Преступлению отводится одна часть, наказанию - все остальные.
Раскольников, главный герой романа, бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за нехватки средств. Описывая его, автор часто использует такие выражения, как "задавлен бедностью", "изуродованный нищетой", "удрученный бедностью". Раскольников не может понять причину несправедливого устройства общества, в котором почти всегда добрые благородные люди влачат жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и богатстве. Как изменить существующие порядки? В поисках ответа на этот вопрос, Раскольников приходит к своей, на первый взгляд, кажущейся справедливой теорией. Чтобы ее проверить, он хочет убить старушонку - процентщицу. Способен ли он стать над окружающими и с высоты своего нового положения наказывать виновных и помогать бедным? Однако Раскольников не учитывает собственного психологического склада, собственной натуры. И когда совершает преступление, испытывает потрясение, ужас, отчуждение от близких, отвращение к себе. "Он почувствовал что, в эту минуту он, как будто, ножницами отрезал себя от всего остального мира". Главным наказанием будет не то, которое вынесет ему судья, а то, которое вынесет ему совесть. Автор очень подробно и пристально прослеживает разные периоды жизни Раскольникова, подводя своего героя к наказанию: подготовка к убийству, самое убийство, переживания Раскольникова вплоть до признания, вплоть до каторги. Писатель очень убедительно показал как личность, совершающая великий грех, духовно очищается, внутренне преодолевая зло.
После убийства начинаются сложные взаимоотношения чувств и мыслей героя. Все категории теории Раскольникова переосмысливаются им. Он начинает понимать, что нельзя сделать благо для людей путем преступления, нельзя построить храм на костях самих людей. То, что ранее формировалась в холодном сознании, казалось новой сильной идеей, вдруг выплеснулось в определении преступления не только как лишения жизни двух женщин и, возможно, ребенка Лизаветы, но и как убийства самого себя. "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!" - восклицает Раскольников. Главным наказанием для Раскольникова стали его собственные страдания, муки совести.
Мысль о том, что преступления не остаются безнаказанными, находит воплощении не только в судьбе Раскольникова, но и в страшном конце Свидригайлова. В финале он с ужасом понимает, что для него нет возвращения к подлинной жизни, слишком душа его черна, а руки обагрены кровью.
Идеалы действенной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют свое значение. Голос Достоевского продолжает предостерегать и ныне: преступление - это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим.

Билет 3

1.Русская Провинция в изображении А. Н. Островского
А. Н. Островский - один из интереснейших людей в истории русского театра и литературы. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В них всегда звучит протест против унижения человека, против подмены нравственных ценностей, когда настоящая любовь уступает место выгодной партии.
На кануне реформы 1861 года пьеса "Гроза" стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнёта неподвижного "тёмного царства" и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды.
Писатель подробно, конкретно, многосторонне обрисовывает город Калинов, который имеет обобщающий смысл. Это собирательный образ поволжских городов России, в котором сосредоточились все типичные стороны жизни. Город расположен на берегу Волги, символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видится его красота. Так, например, Кулигин восклицает: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!". Другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодёжи, песни, рассказы Катерины о детстве - всё это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает её с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царит грубость, бедность, здесь "честным трудом никогда не заработать" "насущного хлеба", здесь купцы "торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти". Жители на видят ничего нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей в том, что именно Калинов - земля обетованная.
Монолог Кулигина.
В центре этого замкнутого "тёмного царства" стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит всё новое. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по её представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.
Другой представитель "тёмного царства" - Дикой. Основной смысл его жизни - обогащение. Жажда денег превратила его в безрассудного скрягу. Сильный материально, он слаб духовно. Чем более он богатеет, тем бесцеремоннее он становиться. Он действует по своей прихоти, не считаясь с другими. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. Но он отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Так, например, он пасует перед Кабановой.
Единственной героиней, которая противостоит Кабанихе да и всему калиновскому обществу, является Катерина. Она не может принять устои жизни "темного царства", его законы. Гибель Катерины можно понимать, как результат столкновения с самодурами, видеть в ней жертву семейного гнёта и жестокости порядков города Калинова.

Теория Р и причины ее крушения.
Теория, возникшая у Р могла возникнуть только в такой обстановке, в какой жил Р. Он был задавлен бедностью, жил в жалкой комнатушке, видел вокруг себя униженных и оскорбленных людей.
Впервые Р вынес свою теорию, заключающуюся в достижении своей цели любыми средствами, на суд общественности в статье "Право на преступление", которая была напечатана в журнале за полгода до преступления.
По теории Р все люди делятся на 2 категории: необыкновенных ("правоимеющие"), движущих человечество вперед и обыкновенных ("тварей дрожащих"), материал служащий только для воспроизводства себе подобных. Чтобы проверить свою теорию и доказать себе, что он не "тварь дрожащая", он идет на преступление, на убийство старухи-процентщицы ("Мне другое ннадо было узнать: Тварь ли я дрожащая или право имеющий")
2 мотива породили теорию: наполеоновская идея сверхчеловека, бунтарский мотив. В нап идее сверхчел можно выделить идею сверхчеловека, как таковую ("Обыкновенные люди должны жить в послушании и не имеют право переступить законы", "Кто много посмеет, тот у них и прав, кто на большее посмеет плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех сможет посметь, тот у них и всех правее"), идея демонической власти ("Нет, те люди не так сделаны. Настоящий властелин, кому все разрешается громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит 0.5 миллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне") и идея вседозволенности (Р разрешает кровь по совести, он считает, что все великие люди прошлого - преступники, т.к. сильная личность живет по другим законам и разрешает себе все: убийство, преступление).
Бунтарский мотив заключается в бунте одного человека (личности) против общества, законов. Бунтарский мотив - это протест Р против реальности преступления. Сюда входит и мессианская идея Раскольникова ("Я только не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании всеобщего счастья").
Но Р не понимает, что чувство любви и сострадания - главное в человеческом обществе. Забыл Р и о том, что того, кто преступил закон, пролил кровь, будет вечно мучить совесть и он всегда будет оставаться в одиночестве. Р постепенно приходит к осознанию ложности своей теории. Вначале Р не разочаровывается в своей теории, а убеждает себя в том, что он оказался слабым человеком. И лишь прожив год на каторге, он видит сон (все рубят друг друга) после которого он окончательно осознает, что его теория в корне неверна. Он осознает, что если каждый возомнит себя право имеющим, то в обществе воцарится хаос.

Билет №4

Пьеса Островского "Гроза" в восприятии современников и в вашем восприятии.
Пьеса А.Н. Островского "Гроза" была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве.
Современник Островского, Гончаров, будучи восхищенным этой пьесой, говорил: "Прежде всего, она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжелое искупление вины, - все это исполнено живейшего драматического интереса и введено с необычайным исскуством и знанием сердца". Добролюбов в своей статье "Луч света в темном царстве" разделил мнение Гончарова. Он писал: "Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимное отношение самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагичных последствий...".
В "Грозе" автор показал нам жизнь в купеческой семье. Первое знакомство с Катериной показывает нам, что автор на стороне этой милой, но гордой женщины. Катерина не привыкла к унижению, оскорблению человеческого достоинства, потому что она была воспитана по-другому. Автор показывает, что К - натура свободолюбивая, и, попав в дом Кабанихи, словно в клетку, она долго жить там нее сможет. Островский оправдывает и последний поступок Катерины, соглашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, что решиться на самоубийство может только сильный человек.
Я считаю, что К - действительно "ЛСВТЦ", т. к. она смогла бросить вызов всей самодурной силе. Она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти. Конечно, горько и грустно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Хорошо еще, что нашла она силы на этот страшный поступок. Вот почему Добролюбов назвал Катерину "Лучом света в темном царстве".
В самоубийстве Катерины драматург видел проявление силы, а не слабости. Схожее мнение и у Добролюбова. Островский был благодарен критику за статью "Темное царство", "проливающую свет" на избранный писателем путь. Добролюбов считал, что "характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматургической деятельности Островского, но и во всей мировой литературе". В своем "восстании" против произвола самодурного царства она проявляет "героическое самоотвержение". Ее стихийный протест, утверждает критик, символизирует борьбу угнетенных людей за свои права. В своих поступках героиня руководствуется естественным стремлением человека к свободе.
Д.И. Писарев в статье "Мотивы русской драмы" не соглашается с Добролюбовым, считая поступок Катерины бессмысленным, а сравнение ее с лучом - надуманным. Он не видит, что поступок Катерины как-то изменил или подорвал "устои темного царства ", считая, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, пойдет своим чередом.
Чтобы понять отличие оценок критиков нужно учесть годы опубликования их работ. Статья " Луч света в темном царстве" создана в 1860 г. на кануне крестьянской реформы, в год общественного подъема, вызвавшего надежду на социальные перемены в России. "Мотивы русской драмы" написаны в 1864 году, в период спада демократического движения.
Как бы там ни было, как бы критики не расценивали поступок Катерины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей. А сам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не сопереживал своей героине.

Человек и окружающий его мир по Достоевскому.
В романе ПИН мы встречаемся не с парадной стороной Питера, а с узкими лестницами, облитыми помоями, дворами, похожими на колодцы и с коморками, в которых живут герои романа. Ярким примером жалких проходных комнатушек, в которых ютятся низшие слои Питера являются комнаты Р, Сони и Марм-ых. Р живет в "крошечной клетушке, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…" Его комнатушка похожа на ГРОБ или ШКАФ, Р ощущает себя в ней, словно в тюрьме и постоянно стремится вырваться из этой мрачной обстановки, но и вне своей комнаты он не находит успокоения. На улице он встречает много примеров бесправия, бесчеловечности, равнодушия к нуждам и судьбам людей, унижения, беспредела, царящего в обществе Питера того времени. Именно в такой обстановке и могла зародиться его теория Р. Ничем не лучше и проходная комнатушка М. Описанная Д убогая обстановка этой дыры наводит на мысль о невозможности жизни семьи с тремя маленькими детьми в таких условиях.
На улицах П стоит страшная жара, духота, толкотня. Всюду известка, леса, кирпич, известка, пыль. На улицах стояла та "особая летняя вонь, знакомая каждому петербуржцу не имеющего возможности нанять дачу".
Большое значение в романе приобретают сцены, разворачивающиеся в многолюдных местах. Достоевский часто выносит действие на улицу, на площадь, в распивочную. На фоне этого постоянного многолюдья еще острее воспринимается одиночество, не только главного героя, но и большинства других героев романа.
Р встречает много эпизодических персонажей на одно лишь мгновение попадающих в поле зрения писателя: это и ребенок распевающий "надтреснутым голосом "хуторок"", и утопленница, бросившаяся с моста в реку, и пьяная девочка на бульваре и многие другие.
Особое внимание Д уделяет не просто описанию убогих интерьеров комнат, но также он обращает наше внимание на цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты. Многие из предметов, окружающие Р имеют именно этот цвет: желтые обои и желтая мебель в комнате старухи- процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо М, желто- серые дома, желтоватые обои в комнате Сони.
Все это постепенно складывается в целостную картину мрачной, бездушевной жизни, помогает лучше понять, чем рождена теория Р.

Билет №5

Характер и судьба Обломова. Что такое Обломовщина?
Роман О был написан ИАГончаровым в 1859 г. и тотчас же привлек внимание критиков, поставленными в романе проблемами.
И.И. Обомов - коренной, народный наш тип. О символизирует собой древнюю патриархальную Р, со старым укладом жизни. О еще в детстве получил толчок для образования настоящей Обломовской личности. Г показывает нам детство ИИО через его сон. В детстве О берегли и лелеяли, любовь его матери доходила до абсурда. В кругу, в котором воспитывался О, равно как и между крестьян существовало огромное количество различных суеверий и поверий. Хозяева отдавали самые нелепые распоряжения своей прислуге, что в последствии мы замечаем в О. Деревня О, Обломовка объедалась и спала, проводила день за днем, не желая никаких перемен. Впоследствии О вел именно такой образ жизни.
Но у О полный и сложный характер
Г в предметах, окружающих О угадывает характер их хозяина. На всех вещах заброшенность, следы запустения, на зеркалах толстый слой пыли. Г использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что О - живой и сложный человек. Погружаясь в воспоминания, О чувствует упрек за бездарно прожитую жизнь. Перед О встает вопрос: " Отчего я такой?"
О лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что как человек не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству. Его бесконечное лежание воспринимается в романе не только, как нечегонеделание, но и как отрицание бюрократизма, светской суеты.
Ясно, что О не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка удовлетворять свои желания не путем собственных усилий, а от других - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.
Секрет романа в том, что Г сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление - "Обломовщина". "О" - это барство, бездействие. По Добролюбову, "О" - новое слово нашего общ развития, которое служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
О погубило бездействие, лень, утрата интереса к жизни, бездеятельное стремление к иной жизни. Дальше желаний и мечтаний у О дело не идет. Он постоянно остается рабом чужой воли и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самостоятельность (самобытность).
О - человек старых укладов, он не может вписаться в новую жизнь. Его "природные богатства" - доброта и верность. Именно за это его и полюбила Ольга и Штольц был ему верным другом до конца жизни. Ленивый духовно и физически, неприспособленный к трудовой жизни О служит ярким примером разлагающегося общества. Его желания проявляются только в форме "а хорошо бы, если бы это сделалось"

"Двойники" Раскольникова и их роль в романе ПИН
Двойниками Р в романе являются Свидригайлов (С), Лебезятников (Ле) и Лужин (Лу). Но в романе также есть и антиподы Р. Соня, Порфирий Петрович (ПП) и Разумихин (Раз) соответственно. Говоря о героях романа и их связи с Р двойников и антиподов можно разделить на три "линии": Лу-Р-Раз, Ле-Р-ПП, С-Р-Соня.
Рассмотрим связь Р с Лу (двойником) и Раз (антиподом). Лужину присущ рационализм или рациональный эгоизм. Все свои поступки он делает только для своего блага, например он хочет жениться на Дуне, очень бедно живущей сестре Р, чтобы облагодетельствовать ее и безраздельно над ней властвовать. В то же время Раз присущ альтруизм (служение людям). Он хочет и пытается совершать благие дела, например ухаживает за Р. Схожесть Р с Лу в том, что в его характере прослеживается разумный эгоизм. Но ему также присущ единичный альтруизм. Он тоже совершает поступки, достойные уважения, например, дает Катерине Ивановне деньги на похороны мужа.
Говоря о связи Р со С и с Соней можно сказать, что Свидригайлову присущи безверие и своеволье, а Соне - глубокая вера и христианское смирение. Сходство Р со С прослеживается в теории Р (там тоже есть безверие(отсюда и право сильных людей на преступление)). Но Р ищет веру и в конце концов "приходит" к Богу и в этом он схож с Соней.
Лебезятников - нигилист, он отрицает семью, общественные нормы, ему присущ "пошлый нигилизм". ПП "проповедует" закон, и ему даже присуща апология закона (чрезмерное его восхваление). В своей теории Р тоже говорит о подчинении закону, но только "тварей дрожащих".
Все "двойники" Р призваны показать, что бы могло произойти, если бы такая теория, какая пришла в голову Р, пришла бы в голову воистину безжалостному человеку, который бы не остановился бы ни перед чем и переступал бы через людей без малейшего сожаления и волнения души.


Hosted by uCoz