Билет 6

Базаров, мое отношение к нему
В романе Тургенева "Отцы и дети" изображена Россия конца 50-х годов 19 века, в то время, когда демократическое движение только-только набирало силу. И в результате этого возникает конфликт между разными слоями общества - между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.
В связи с этим роман Т, конечно же, вызвал огромное количество споров и мнений. Т подметил новый тип людей демократа, разночинца, который только зарождался в то время. Он создает революционера-демократа Базарова, стремившегося совершить какие-то перемены, помочь народу, но абсолютно бессмысленно, поскольку он (Базаров), как и многие молодые люди революционных взглядов, полагал, что "знает мужика", и не догадывался, что мужик принимает его за "шута горохового" и был уверен, что "барин" его не понимает.
Базаров - человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа. Он привлекает меня своей целеустремленностью, независимостью, индивидуальностью, твердой точкой зрения, в нем нет фальши, он такой, какой он есть. Но он - нигилист. Он отрицает авторитеты, чувства, принципы, искусство, образ жизни дворян. Он отвергает то, чего не знает. Он отторгает неизведанное, то, что он не пощупал своими руками. Конечно, так жить проще, но, на мой взгляд это не правильно. Б казалось, что он и любовь - вещи несовместимые, влюбившись в Анну Сергеевну он не хотел признавать перед самим собой этих нормальных человеческих чувств, но все же, оставаясь с собой наедине, Б признает свою влюбленность. Он предельно упрощает человеческое сознание, сводя психические явления к элементарным, физиологическим. Он признает только то, что можно освидетельствовать одним из 5 чувств.
У Б есть свое собственное понятие о правильном устройстве общества, его основой он считает труд человека, а не разделение общества на тех, кто работает и тех, кто бездельничает. Б не нужны политические учреждения, вроде парламента, где при сохранении класса собственников, бедные не освобождаются от нищеты. Б чуждо мнение о так называемых политических свободах, когда дворянство много обещает, но так мало делает.
Мне Б очень импонирует своим отношением к труду. В этом Евгений вполне современен. Я считаю, что если каждому человеку относиться к своей работе так благородно, серьезно, добросовестно, то исчезли бы многие проблемы в обществе.

Гуманизм романа Достоевского "Преступление и наказание".
Роман Достоевского "Преступление и наказание" - одно из сложнейших произведений русской литературы. В истории заблудшей, а затем преображенной души много поучительного для нашей современности. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением личности.
Главного героя " Преступление и наказание" волновали всем близкие и вместе с тем трудноразрешимые вопросы. Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве?
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его крайне тяжелом положении. Он "был задавлен бедностью". Не менее исчерпывающе писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: "...угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик". Но он великодушен и добр.
Вынашивая свою теорию, сначала Раскольникову казалось, что она была гуманна. Чтобы проверить ее, он хочет убить старушонку-процентщицу. Он также хотел доказать себе, что он не "тварь дрожащая", а "право имеющий". К тому же он уравновешивал жизнь одной никчемной старушонки и жизнь многих людей, которых, как он думал, он сможет спасти, заполучив ее деньги. Однако Раскольников не учитывает собственного психологического склада. И когда совершает преступление, испытывает потрясение, ужас, отчуждение от близких, отвращение к себе. (Он как будто ножницами отрезал себя от всего остального мира).
Автор прибегает к интересному приему самораскрытия героя - к передаче его снов. В сне Р автор показывает бессмысленное, жестокое убийство клячи, своим пьяным, озверевшим хозяином в мрачных красках. Этот сон многозначен. Во-первых, здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. Во-вторых, сон воспринимается символом существующих порядков. Д показывает несправедливую, грубую и жестокую жизнь того времени.
Есть еще одно, может быть, самое главное значение сна. Оно - в раскрытии внутреннего отношения самого Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь ассоциируется с задуманным Раскольниковым убийством.
Проснувшись, потрясенный Родион сразу с ужасом вспоминает о том, что он задумал сделать, - о предстоящем убийстве старушонки-процентщицы, и не верит, что он способен это совершить.
Под влиянием сна происходит, однако, и активизация двух мотивов предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителям "клячонки". Другой - желание подняться до положения судьи, "иметь право" покарать жестоких, несносных "хозяев". Но Раскольников не учел третьего фактора - неспособности доброго человека пролить кровь.
В конце романа Раскольников понимает, что путем, пролития крови, переступания через других людей нельзя решить социальных противоречий.

Билет 7.

1.Ромаи И. С. Тургенева "Отцы и дети". Смысл названия и основной конфликт.

События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ.
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не приял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего времени".
Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как настоящий, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа- разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
Главная проблема, поставленная в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл.
С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы. В этой связи герои романа делятся на два лагеря: "отцы" (Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы; Василий Иванович Базаров) и "детей" (Аркадий и Базаров).
С другой стороны, - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Тогда действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.
Итак, основной сюжет романа построен на противопоставлении взглядов разночинца и дворянина.
Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Базаров и "аристократ до мозга костей" Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следовал "принсипам" везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя, с практический точки зрения, это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно.
По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, "убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит" и "по привычке доказывает в спорах необходимость "принсипов". Его принципы заключаются, во-первых, во взглядах на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки. Кирсанов толкует о России , о "русской идее", но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит, сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
Он, видя, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного "аристократишки". Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью сатирического изображения автор подчеркнул нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силою заставить молодое поколение думать так же, как поколение отцов. Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича.
Для молодых нигилизм - определенная политическая и жизненная позиция. Но одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). И сейчас они только опошляют идеи, которые "проповедует" Базаров.
Но в романе есть настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над "принсипами" Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На восклицания Павла Петровича: "Но надо же что-то строить!" - он отвечает: "Это уже не наше дело". Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один, осознает романтика в себе. Жизнь жестока подшутила над Базаровым. Не верящий в любовь он полюбил, а его любовь отвергли.
Базаров пытается развенчать бездейственные "принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры ("Рафаель гроша медного не стоит"), утилитарно воспринимает природу.
Т не видел возможности приложения всех творческих потенциальных сил для революционно настроенного Б. Б умирает со словами: "Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?". Таков трагический итог жизни Евгения.
Главное, что Т замечательно удалось показать, это смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящими слово: "Вперед!".

Война 1812г. в судьбах героев романа.
История России знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастье и страдания. Но никто до ЛНТ не показал войну с такой художественной силой. Писатель отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла. "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…"
Война 1812 г. совершила крутой переворот в мировоззрении многих героев, и особенно П. Война выводит его из ничтожной среды, устоявшихся привычек, которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает П новый, ранее не знакомый ему мир простых людей. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. Он понял, что народ - носитель лучших нравственных качеств. "Солдатом быть, просто солдатом". Оставшись в М, П попадает в плен. В плену П испытал одно из самых страшных переживаний в своей жизни. Сначала его привели на допрос к маршалу Даву, и, неожиданно, может быть даже для самого себя, Дову не приказал расстрелять П. Но П видел расстрел других пяти русских приговоренных. Больше всего ему запомнились лица солдат. Когда они убирали и закапывали трупы, они старались не смотреть друг другу в глаза и старались убирать мертвых как можно быстрее. У многих солдат тряслись руки, они были бледны, напуганы. То же самое видел П, когда они шли пленными из М, и французы добивали больных и отставших. Так погиб Платон Каратаев (ПК), один из лучших людей, по словам П, которых он знал. Знакомство в плену с ПК способствует формированию нового взгляда на жизнь. "ПК остался навсегда в душе П самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого". Стоит сказать, что ПК - любимый образ самого Т. ПК научил П многому, после чего, я думаю, П сильно внутренне изменился, стал чист душой.
По иному сложилась судьба князя А. В начале, разочаровавшись в государственной деятельности, испытав кризис в любви к Н, он также возрождается в дни народного бедствия. Кн Б уезжает на фронт, пытаясь найти душевное равновесие, спокойствие. Но пребывание в армии не приносит ему удовлетворения, а ответ на мучивший его вопрос о смысле жизни находит А не совершении воинского подвига, а в величии и чистоте "высокого и бесконечного неба Аустерлица". Все остальное для нег - "пустое, все обман". Война для него - явление бессмысленное и гадкое Но смерть оборвала его нравственный поиск. Война пришла в жизнь и сломала ее. Она убила кн А, она лишила Соню Николая, она убила Петю, ВОЙНА ОГРАБИЛА ВСЕХ".
Милосердие становится основой поведения Н и Марьи (Р-ы берут на повозки раненых солдат). Н, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство "ужаса перед уничтожением жизни".
Так или иначе все герои Т сталкиваются с войной. Она врывается в их судьбы, разбивает сердца, калечит жизни.

Билет №8

Автор и его герой ("ОиД")
130 лет назад Иван Сергеевич Тургенев вынес на страницы художественного произведения новый тип человека, увиденный им в русском обществе. Писатель нарек его "нигилистом". Этот термин надолго закрепился за Б, главным героем "Отцов и детей". Причем одни подобной "кличкой" восторгались - это были сторонники Б, другие - наоборот, в термин "н" вкладывали ругательный смысл.
Сам Тургенев, вкладывая смысл в понятие "н" придал Б и положительные качества (трудолюбие, упорность) и отрицательные (резкость, бесцеремонность). Т добивается двойственного отношения к Б. До предельной степени нигилизм, безусловно, полезен, но Б проявляет в нигилизме подлинный фанатизм, не знающий предела. С одной стороны мы понимаем, что нужно разрушение, ломка старого, отжившего, но нельзя отрицать любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, как это делает Б.
И по воле автора Б вскоре пришлось убедиться, что абсолютное отрицание недостойно трезвого ума. Его отрицательное отношение к чувствам сыграло над ним злую шутку. Т говорил в своем романе: "Б был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как н выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью…". И нашлась женщина, наказавшая его за отрицание высоких чувств - Анна Сергеевна Одинцова: "Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость". Здесь Б противоречит сам себе: он влюбился, отрицая любовь.
Автор заставляет проявиться и еще одно противоречие Б в его отношении к русскому народу. Он - человек из народа, но не может найти общий язык с крестьянами, не знает их потребностей и нужд. Он презирает народ за его темноту и невежество, но и гордится своей крестьянской родословной. "Мой дед землю пахал" - говорит Б.
Автор и Б пересекаются в трагическом финале романа. По сюжету Б умирает случайно, но не случайна задумка автора "убить" своего героя. Т не видел возможности приложения всех творческих потенциальных сил для революционно настроенного Б. В заключение хотелось бы сказать, что прочитав роман и проследив за жизнью главного героя, приобретаешь большой жизненный опыт.

Женщина в семье и в обществе.
Женская тема занимает важное место в романе ВИМ. На одном из полюсов - великосветские красавицы - Элен Курагина, Жюли Карагина, А.П. Шерер, Вера - внутренняя пустота, ничтожность. Вместо подлинных человеческих чувств - денежный расчет. Ярким примером может служить замужество Элен на Пьере после того, как он получил в наследство одно из самых богатых имений в Р. Т показывает великосветских красавец в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни никакой роли. Элен смеется над Пьером, говорящим, что супругов должна связывать любовь. Элен - бездуховность, пустота, суетность. Ничтожности жизни Э вполне соответствует заурядность ее смерти.
На другом полюсе - любимые герои Т - княжна Марья и НаР. Они живут сердцем, а не умом. В отличии от АПШ, ЭК, ЖК, женская духовность заключается у них не в увлечении политическими и другими "мужскими вопросами", а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Для них семья - это все. Наташа и Марья являются хранителями семейных устоев. Марья чутко понимает детей, она, как будто, видит их душу, а НаР остается хранительницей ценностей народной жизни. Женщины, по Т - хранительницы семейного очага, должны воспитывать детей, а их много и у На и у княжны Марьи - в этом высшее предназначение женщины на Земле. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Т. Мы видим патриотизм М и Н в период нашествия Ф на Р.
Кн. Марья с ее евангельским смирением особенно близка Т. Княжна мечтает о замужестве, о собственной семье, о детях. В эпилоге Т рисует картины семейного счастья кн. М с НикРос, подчеркивая этим, что именно в семье обрела кн. М подлинный смысл жизни.
Любовь составляет сущность жизни НР. Юная Н любит всех. Сближение, а потом разлука с кн А, сделавшим ей предложение, заставляет внутренне страдать Н. Смерть А лишает жизнь Н смысла. Но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от отчаяния. После замужества на П Н отказывается от светской жизни и всецело отдается семейной. Таков, по Т, идеал семейного счастья. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини.
Мне кажется, мысли Т о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни, и многие наши современницы выбирают то, что выбрали героини Т.

Билет 9

Вечные темы, основные мотивы поэзии Тютчева (9,1).
Основными темами творчества Т являются философская, пейзажная, любовная лирика.
Пейзажная лирика. Т заслужено называли "певцом природы" и "мастером пейзажа в стихах". Он был славянофил по убеждениям, он двадцать лет прожил за границей, в Мюнхене, он был воспитан западной цивилизацией, но он не на минуту не мог забыть Р, ее широких просторов, быстрых рек, широкого неба. Он был единственным поэтом, кто сумел в стихах воспроизводить не натуру, а впечатления. Любимое время года Т была весна и поэтому большинство стихотворений из его пейзажной лирики посвящены весне ("Весенняя гроза", "Весенние воды", Зима недаром злится").
Философская лирика. В фил. лир. Т часто встречается обращение к читателю в повелительном наклонении. Т подчеркивал особ-ть каждого человека (чувство, внутр. жизнь). В своих стихах Т превозвышал внутр. сост-е человека над внешн. В фил. лир. Т наблюдается страшное раздвоение человека. Т был человеком-консерватором, но в нем была живая, ищущая душа.(Silentium, Славянам, Цицерон)
Любовная лирика. Самые яркие любовные стихи Т (Весь день она лежала в забытьи; О, как убийственно мы любим) относятся к так называемому Денисьевскому циклу. Стихи в этом цикле посвящены Денисьевой, женщине, которую он бесконечно любил.
Т лирику еще иногда называют пейзажно-философской. Она показывает переходные моменты в жизни природы. Т говорил: "Познавая жизнь природы, познаю жизнь своей души" Главные вопросы в лирике Т: Смысл чел бытия? Есть ли чел счастье? Возможна ли идеальная любовь?

Как хорошо ты, о море ночное -
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сиянием облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Стихотворение … написано в 1865 г. В этом стих. Т описывает ночное море. Во время чтения создается впечатление, как будто ты находишься на морском берегу ночью. Кажется, что ты действительно очутился перед чем-то воистину громадным, могучим. И благодаря тому, что Т очень точно передал настроение, читатель преклоняется пред этой мощью. Т сравнивает море с чем-то живым, с чем-то из плоти и крови: "В лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет оно.". И все, что вокруг моря, даже звезды, как будто живое: "Чуткие звезды глядят с высоты" - здесь Т использует олицетворение. Т использует инверсию, чтобы передать игру света на водной глади, выделить ее: "Тусклым сиянием облитое море". Он также использует анафору: "Зыбь ты великая, зыбь ты морская". Т исп. Гиперболу, чтобы показать нам силу морских волн: "Волны несутся, гремя и сверкая". Т как бы обращается к морю: "Как хорошо ты, о море ночное". Он исп. Аллитерацию, опять же для усиления эффекта: "Волны несутся, гремя и сверкая". С помощью всех этих выразительных средств языка, Т доносит до нас нужную атмосферу преклонения перед стихией.

Любимые герои Толстого в романе ВИМ.
Из под пера Т вышла новая форма историч. романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историч событиями он показывает быт помещичьей Р и мир аристократич общ-ва. Здесь показаны представители различн слоев дворянства.
Представителями передового, мыслящего дворянства явл-ся ПБ и АБ, к которым писатель отн-ся с большой симпатией. Впервые Т знакомит нас с АБ в салоне АПШ. АБ не похож на остальных. Он чувствует пошлость, призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице кн. Т показывает, что АБ все порядком надоели, что он с презрением отн-ся к светскому общ-ву, это презрение передалось ему от отца. Людей, собирающихся в салоне АПШ он называет "глупым обществом", т. к. его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Именно поэтому он и идет в армию: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!" Единственный человек, к которому он относится с симпатией - ПБ: "Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света".
На войне кн А мечтает совершить подвиг, жаждет большой личной славы. Чтобы добиться своего, Б появляется в самых опасных местах сражений, но невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Тяжело раненый, оставаясь на поле сражения, Б переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое и справедливое.
Кн. А - богато одаренная натура. АБ получил хорошее образование и воспитание. Он живет в эпоху фр рев и Отеч войны 1812 г. В этой обстановке он ищет смысл жизни. Сначала его мечты о славе, но ранение на Ауст. поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жизни - это цепь разочарований: сначала в славе, затем в общ пол деят-ности, и, наконец, в любви.
Живя в Богучарове, кн. А перечислил одно имение в 300 душ в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в Р, доказывающий прогрессивность его взглядов). Он - истинный патриот, это можно доказать тем, что он отказался служить при штабе. Он не может терпеть несправедливости, царящей в рядах офицеров. Он чувствует ложный патриотизм штабных офицеров.
Далеко не случайно, что А суждено умереть на героическом взлете русской жизни, но АБ умер не только от раны, его смерть связана с особенностями хар-ра и положения в мире людей.

Билет 10

Основные мотивы лирики Фета(10,1)
АФ - один из величайших лирических поэтов 19-го века. Его отличает лирическая дерзость - знак гениальности. Ф подарил рус лирике стихи, выражающие полноту жизни и гармонию бытия. Фетовская лирика - это единение с природой. У Ф нет разработанных картин природы, он пишет не лирические пейзажи, а свое состояние.
Ф проповедовал "искусство ради искусства". Он говорил: "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты". И, действительно, в творчестве Ф сложно найти стихотворения, которые бы отображали реальность жизни. В любом событии, явлении он стремится показать хорошее, лучшее.
Основными темами в творчестве Ф являются: мир, как красота; человеческие чувства; поэтизация прекрасного мгновения человеческой жизни, импрессионизм (направление в искусстве, связанное с передачей предельно субъективных впечатлений от реальности, пронизанных лирикой человеческих чувств) и музыкальность.
Ф - поэт-психолог, но к тому же он еще и самый музыкальный поэт, он слышит музыку жизни ("Как улыбнулся он сквозь сон под яркий посвист соловьиный"). Многие из его стихотворений положены на музыку, в том числе и стихотворение, которое я бы хотел прочитать. Стихотворение…положено на музыку Балакиревым, Римским-Корсаковым и др.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!… (1850г.)

Когда читаешь стихотворение … нет смысла сразу же, как в прозе или в драме искать последовательности действия и логического соответствия отд частей. В стихотворении дивно отразились музыка стиха и переливы голоса. Читая этот стих, мы думаем о жизни. В мире, рисуемом поэтом, все едино и все говорит человеку: жить! Это стихотворение исполнено трепета жизни, движения. Но движения не бурного, резкого, порывистого, а затаенного, едва приметного. Ф работает как живописец, он озабочен тем, чтобы каждое выражение "было картиной". Поражает в стихотворении еще и то, что в нем полностью отсутствуют глаголы (сказуемые). Для усиления впечатления Ф использует эпитеты: "Серебро и колыханье сонного ручья", "В дымных тучках пурпур розы". Ф использует инверсию: "В дымных тучках пурпур розы".

"Мысль семейная" в романе Толстого "ВиМ" (10,2)
Семейная тема пронизывает от начала до конца ВИМ. Существенную роль в романе-эпопее играет поэзия семейных гнезд Б и Р, торжеством семейных начал завершается эпилог.
Эпилог ВИМ - это гимн Т духовным основам семейственности, как высшей форме единения между людьми. Собираются 2 семьи, оказываются женщины - Наташа и Марья. Марья чутко понимает детей, она, как будто, видит их душу, а На Р остается хранительницей ценностей народной жизни. Женщины гасят споры между мужчинами, переводят их в мирное русло. Так женские сердца охраняют гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся мужчин и смягчают домашние конфликты. Женщины, по Т - хранительницы семейного очага, должны соединяющие столь непохожие начала Б и Р, а также через ПБ еще и каратаевские начала. Хранителями семейных устоев воспитывать детей, а их много и у На и у княжны Марьи - в этом высшее предназначение женщины на Земле.
Т считал, что именно в семье воспитываются нравственные устои, сущность человека. Поэтому, показывая семьи в развитии, он показывает нам быт и нравы Б и Р. Быт и нравы семьи Ростовых отличаются от оных в семье Б. Семья Р - это простые, русские люди, добрые, чуткие друг к другу, внимательные, заботливые, честные и правдивые, патриоты в полном смысле слова. В доме все говорят на русском языке, чтят русские традиции. В отношениях между членами этой семьи отсутствует лицемерие, фальшь, карьеризм, расчет. Это приветливые, гостеприимные люди, добродушные, радушные, щедрые. В доме Р царит добро, правда, простота. В этой семье крепкие нравственные основы жизни. Р характеризует "Чистота нравственного чувства", чему нет места в высшем свете. Но Т вовсе не идеализирует семью Р. Илья Андреевич Р - безалаберный человек, непрактичный, мот (транжир). Все живут весело, праздно, беззаботно. Несмотря на доброе отношение к слугам, имеют место черты крепостничества.
Семья Б описана с несомненной симпатией. В ней показаны 3 поколения. В этой семье все чрезвычайно деятельные, каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности. Николай Андреевич считал двумя источниками благодетели: деятельность и ум, а двумя источниками порока: праздность и суеверие. Воспитывая свою дочь, он не хотел, чтобы она была похожа на светскую барышню. Поэтому он давал ей уроки алгебры и геометрии и распределил всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Но дети любят его. Отец тоже любил их, но не показывал отцовские чувства. В доме Б никто не выказывал своих истинных чувств, и даже провожая А на войну, он фактически выгнал его, чтобы не показать своей слабости. Также, как и Р Б живут по старинке, по дедовским обычаям, также близки к народу и ко всему русскому, патриоты, способные на искреннюю любовь, чутки друг к другу, заботливы, считают своим долгом служить Родине.


Hosted by uCoz